Книга Сергея Буковского "Траектория судьбы" представляет собой автобиографическую сагу с элементами модернизма, фетишизма и фантасмагорий. Но самое, на мой взгляд, ценное в книге – не её автобиографическая "начинка", а целый пласт истории поверженной временем страны нашего детства – Советского Союза. В книге автор рассматривает судьбу страны с трёх сторон: документально-исторически, автобиографически и ненаучно-фантастически.
И такое триединство позволяет Сергею Буковскому рассмотреть "страну с непредсказуемым прошлым" максимально объективно. Более того, в конечном итоге, в книге вычитывается даже то, что там едва обозначено: путь советских секретных служб от тотального доминирования до того момента, когда чекисты были "побеждены" правозащитниками и диссидентами и оказались в стране "лишними" людьми, о которых так много писала классическая русская литература. В то же время, и автор хорошо это показывает в автобиографической канве романа, в органах КГБ СССР служило много настоящих людей, профессионалов своего дела, патриотов, с которыми, тем не менее, рассчитались по "гамбургскому" счёту, взвалив на них всю тяжесть содеянного предшественниками.
В книге "Траектория судьбы" Сергей Буковский занимается одновременно и развенчанием злодеяний чекистов, и повествованием о честных и чистых людях, тоже служивших в органах. Складывается впечатление, что организация "очищалась" со временем и начинала заниматься своими прямыми обязанностями, уже почти не отвлекаясь на репрессии по отношению к инакомыслящим и вообще к мирному населению. Скажу больше: автор выступил в этой книге как чекист и диссидент в одном флаконе.
От этого сочетания центробежных и центростремительных тайных сил и так периодически начинает "ехать" крыша, но писатель-хулиган, писатель-новатор Буковский скрепляет этот невиданный доселе объём бытия своим гомерическим смехом, разлитым по роману, смехом, который граничит с магией слова.
Александр Карпенко, писатель. Москва.
|